Аудит акселерационных программ

Практика поддержки стартапов через создания специализированной инфраструктуры на базе университетов - относительно новое явление для России. Первые университетские акселераторы и бизнес-инкубаторы появились в конце 2000-х, как правило, через копирование лучших зарубежных практик. Поскольку в то время в сети было мало бизнес-знаний для стартапов на русском языке, основой многих акселераторов было предоставление образовательного контента.

Сегодня большую часть необходимой информации основатель стартапа может найти самостоятельно - интернет переполнен курсами по основам unit-экономики, customer development и другим специализированным темам. Однако университетские акселераторы по-прежнему собираются "под копирку", с какими бы стартапами они не работали. Между тем у стартапа, связанного с коммерциализаций наукоемкой инженерной разработки, проекта в области e-commerce и локального бизнеса по продаже лекарственных трав будут совершенно разные пути развития на рынке. Следовательно, им нужна поддержка разного рода - для одного будет критически необходим сервис по регистрации права интеллектуальной собственности, для другого - трекинг, для третьего - ангельский клуб для привлечения начального капитала. Отсюда следует вывод: 

Лучшие акселераторы строятся вокруг потребностей тех проектов, которые в нем участвуют. Чтобы построить востребованную и полезную акселерационную программу, следует учитывать типы стартапов, которые в ней участвуют. Плохая новость - потребности стартапов отличаются. Хорошая новость - они классифицируются.

Модель Классификатора Вузовских Акселераторов была разработана в 2022 году группой исследователей-практиков LaunchLab. Эта методика позволяет собрать акселератор как конструктор в зависимости от тех типов проектов, с которыми акселератор заинтересован работать в первую очередь.

Такой подход позволяет:

  1. снизить затраты на организацию акселератора за счёт предоставления стартапам только тех сервисов, которые нужны им на текущем этапе;
  2. выстроить поэтапное сопровождение стартапа по мере его развития;
  3. облегчить масштабирование акселератора и привлекать стартапы стадии seed извне университета;
  4. планировать развитие стартап-инфраструктуры университета, опираясь на данные и учитывая свою специфику.

Классификатор используется для проведения комплексного аудита акселерационной программы по 12 параметрам: Мероприятия, Команда акселератора, Внутренние процессы, Методы командообразования, Трекинг, Наставничество, Финансирование проектов, Грантовая поддержка, Сервисы акселератора, Инфраструктура, Партнеры, Доходность.

Аудит проводится в четыре этапа:

  1. проведение интервью с владельцем акселерационной программы;
  2. изучение статистики стартапов акселерационной программы;
  3. формирование  отчета и верификация выводов с заказчиком;
  4. рекомендации по пересборке акселерационной программы.
← в начало